• Ускорение развития ребенка (речевые и моторные навыки) • Лечение задержек в развитии, аутизма, расстройства речи, тугоухости, расстройства моторно-двигательный функций, гиперактивности • Проблемы с учебой в школе (неуспеваемость, заикание, дислексия, дефицит концентрации внимания) • Развитие коммуникативных навыков (в социальной и деловой среде), увеличение творческого потенциала и работоспособности • Отношения с людьми и самооценка • Ускоренное изучение иностранных языков, избавление от акцента • Способность к пению и игре на музыкальных инструментах
Применение метода «Томатис» возможно только с применением технического средства, названного «Электронное ухо». «Электронное ухо» — это система, позволяющая мозгу реактивировать перцептивную организацию и управлять нашим звуковым окружением. Принцип функционирования «Электронного уха» — гимнастика мышц среднего уха.
Оборудование «Томатис» разработано так, что создает уникальное контрастное звучание. Этот эффект вызывает сокращение и релаксацию мышц среднего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слуховой системы какой-либо специальной аккомодации, к высоким частотам, которые напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия.
Проблемы со слушанием появляются в результате неправильного функционирования этих двух мышц. Они делают возможным передачу точной и гармоничной звуковой информации во внутреннее ухо, а затем — в мозг. Если эти мышцы работают неправильно, мозг не может использовать в полной мере механизм анализа, интеграции и организации.
И, как результат, перенасыщенный информацией мозг, становится мало функциональным, ему приходиться защищать себя. От этого возникают все «недоразумения» в нашей повседневной жизни со всеми вытекающими последствия:
недопонимание, необходимость частого повторения;
постоянное чувство усталости, неуверенность в себе;
Задача «Электронного уха» натренировать нашу слуховую систему так, чтобы она смогла восстановить в полной мере способность слушать. Цель данной тренировки в смягчении чрезмерной защиты мозга, который в результате искажает наше слуховое восприятие. Благодаря работе, проводимой «Электронным ухом», мы восстанавливаем функционирование мышц среднего уха и даем возможность постепенно услышать «проблемные» звуки. В свою очередь мозг, восстановивший способность к интеграции и организации звуковой информации, оказывает положительное воздействие на ухо, позволяя ему в оптимальной манере проводить анализ.
Следовательно, это настоящий диалог между ухом и мозгом, который метод «Томатис» позволяет развивать и улучшать каждому, кто имеет проблемы с процессом слушания.
Через специальные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стимуляции проводимые «Электронным ухом». В качестве музыкальной поддержки используется музыка богатая обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта. Каждый музыкальный отрывок был проработан в лаборатории «Томатис», принимая во внимание особенности работы «Электронного уха».
Создание программы (выбор музыкальной поддержки, частотные фильтры, слуховая латеральность, скорость электронных переключений, и т.д.) и план занятий определяется специалистом, прошедшим обучение и зависит от выявленных проблем клиента и поставленных задач.
Программа
Перед началом аудиовокальных занятий, ребенок или взрослый проходит первичную аудио-психо-фонологическую консультацию. Она включает в себя в первую очередь, развернутую беседу, затем предлагается пройти «Аудиотест». Этот тест имеет особенное значение в методике «Томатис». Он позволяет проанализировать возможности индивидуума в процессе слушания. Он дает возможность проанализировать функциональные возможности уха, выявляя его слабые и сильные стороны.
Затем проводится беседа по результатам теста с консультантом «Томатис», с родителями, если речь идет о ребенке. Консультация длится от одного часа до полутора. Программа аудио-психо-фонологической консультации для ребенка (около 1,5 часов)
Для ребенка и родителей:
Анамнез.
Для ребенка:
Прохождение теста.
Для семьи:
Консультация.
Программа аудио-психо-фонологической консультации для взрослого (около 1 часа)
Анамнез;
Прохождение теста;
Консультация.
Проведение данных исследований необходимы для выявления Ваших проблем и Ваших потенциальных возможностей, позволяющих консультанту рекомендовать или наоборот не рекомендовать программу по методу «Томатис». Если в Вашем случае переобучение по методике «Томатис» рекомендовано, консультант Вам предложит персональную программу с определенным количеством сессий. Чтобы ответить на все интересующие Вас вопросы и помочь Вам в размышлениях по данному поводу, консультант будет всегда в Вашем распоряжении.
1. Анамнез
2. «Слуховой тест» является особенной процедурой метода «Томатис»:
Аудиотест ни в коем случае не может рассматриваться, как аудиограмма;
В данном случае используемый аппарат, реализует графическое изображение процесса «слушания».
Области применения
Согласно теории А. Томатис, подтвержденной позднее, ухо зародыша начинает функционировать в четыре с половиной месяца. Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости меньше затухают высокочастотные компоненты звука. По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе матери.
Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку «перепрограммировать» различные стадии человеческого развития через символический опыт.