О методе Томатис
Метод Альфреда Томатис - что это такое?
В 60-е годы 20 века французский врач - отоларинголог Альфред Томатис стал первым исследовать влияние звуков высокой частоты особым образом на психику человека.
Альфред Томатис создал систему записей фильтрованной музыки с разным тембром и изменением интенсивности с целью активизации мозга. Применение на практике данной системы в работе со взрослыми и детьми, имеющими нарушения высших психических функций: внимание, память, мышление, голосообразование, СДВГ, устной и письменной речи, аутизм, и т.д., позволило достичь ошеломляющих положительных результатов в:
- коррекции поведения;
- улучшения качества речи (в том числе постинсультных состояний и заикании);
- увеличение концентрации внимания;
- снятие тревожности, депрессии, стресса, послестрессовых ситуаций;
- повышение интеллектуальных способностей;
- ускорение в переработке поступающей информации во время обучения;
- исправлении координации движения;
- улучшении голосообразования (дисфания);
Метод Томатис успешно применяется в следующих областях:
- Подготовка к родам;
- Развитие речевых и моторных навыков;
- Задержка в развитии, аутизм, расстройство речи, тугоухость, расстройство моторно-двигательный функций, гиперактивность;
- Дефицит концентрации внимания;
- Трудности в обучении. Неуспеваемость в школе, институте. Отсутствие мотивации к обучению.
- Заикание, дислексия;
- Развитие коммуникативных навыков (в социальной и деловой среде), увеличение работоспособности и творческого потенциала;
- Личностное развитие. Отношения с людьми и самооценка;
- Ускоренное изучение иностранных языков.
Значительное число научных практических исследований более чем в 300-х клинических центрах подтверждают эффективность этого метода. В Канаде данный метод успешно применяется при родовспоможении.
Специалисты центра «Томатис» в Торонто (Канада) изучали действия этого метода на детской и подростковой аудитории из 400 человек с различными отклонениями. Заключительное тестирование показало следующие результаты:
Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%
На протяжении шести последующих месяцев 83% детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14% детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3% утратили приобретенные навыки.
На протяжении нескольких лет метод Томатиса использовался в некоторых французских школах с фондами, распределенными министерством просвещения. Были выбраны дети с наиболее серьезными проблемами в обучении. Несмотря на то, что условия проведения программы в учебном учреждении далеки от идеала, результаты были достаточно успешными, поэтому многие родители и преподаватели настаивали на необходимости ежегодного проведения подобных программ.
В 1983 году Де Бруто провел ряд серьезных экспериментов, чтобы исследовать эффективность метода Томатиса в работе с людьми, отстающими в развитии. Тридцать человек из реабилитационного центра в Южной Африке, в возрасте от 4 до 14 лет, с предварительным диагнозом «отстающий в развитии», но способные сидеть и ходить, были произвольно разделены на три группы, которые прошли:
Группа A: слуховую стимуляцию (Томатиса) и сенсорную программу возбуждения.
Группа B: музыкальную стимуляцию (без эффекта Томатиса) и ту же самую сенсорную программу возбуждения.
Группа C: никакого воздействия.
Результаты показали, что в экспериментальных группах, "А" и "В" наблюдался рост умственных способностей, но изменения в группе, "А" были значительно выше, чем в группе "B". В группе "С" не наблюдалось никаких изменений. Одним из позитивных изменений, зафиксированных в группе, "А", было существенное сокращение непроизвольных (спонтанных) ответов и увеличение осознанных целенаправленных ответов. В настоящее время имеется множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода Томатиса в работе с детьми, страдающими аутизмом. Доктор Джоан Рой посвятила целую работу исследованию этого вопроса. Вероятно, в ближайшее время она будет издана. Исследовалась также эффективность метода в работе с людьми при заикании, беспокойстве и депрессии.
Тестирование слушательских способностей (From When Listening Comes Alive, by Paul Madaule, Moulin Publishing, 1994)
* - Метод «Томатис»® - является педагогической программой и не может расцениваться как медицинское лечение или метод постановки медицинского диагноза. Содержание настоящего сайта носит информационный характер и не может рассматриваться как медицинское консультирование.
The TOMATIS® Method is an Educational Program, and is considered neither a medical treatment nor a means to establish a medical diagnosis. The content in this website is for informational purposes only. It should be neither considered as nor substituted for medical advice.