Логопедические занятия с детьми проводят лучшие логопеды дефектологи. Для вашего ребенка логопедпроведет логопедические занятия, используя логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, дыхательную гимнастику и другие логопедические упражнения.
Логопед, логопед - дефектолог после детально проведенных тестов, которые были призваны определить степень необходимой помощи ребенку с определенным уровнем развития речи, составляет примерный план, по которому будут проходить занятия. В процессе работы этот план корректируется в зависимости от того, насколько ребенок быстро устает, как долго выполняет те или иные задания. Например, логопед -дефектолог заметил, что занятия проходят успешно тогда, когда задания быстро чередуют друг друга, даже если они и потом повторяются, а вот во время длительного выполнения, ребенок быстро теряет интерес и делает все неохотно и некачественно. Тогда следующие занятия формируются таким образом, чтобы не погасить интерес к урокам, продолжая успешную коррекцию. Мобильные педагоги, всегда будут идти навстречу ребенку, понимая, что это пойдет на приближение желаемого результата. Поэтому, присутствуя на занятиях, смотрите, как логопед дефектолог ведет свою работу и как ваш ребенок воспринимает те или иные задания.
Занятия в сложных случаях речевых проблем, должны быть направлены не только на совершенствование языковых навыков, но и обязательно на усвоение лексических тем, умения обобщать и делать выводы, умение определять причинно – следственную связь, развитие понимания абстрактных значений, всего того, что обязательно сопровождает общее недоразвитие речи. Специалист может предложить вам несколько упражнений для самостоятельного выполнения с ребенком, чаще всего эти упражнения направлены на совершенствование мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи.
Для развития мелкой моторики есть очень успешные методики, как одна из них, хороша для детей пальчиковая гимнастика. Все упражнения по пальчиковой гимнастике могут сопровождаться произношением, заучиванием стихотворений. Таким образом, развиваем мелкую моторику и обогащаем ребенка знаниями. Собирание мелких конструкторов, выкладывание мозаики, выкладывание рисунков, фигурок из спичек, все это заинтересует ребенка и поможет правильному формированию и стимуляции речи. Есть удивительная штука – суджок, такая маленькая пружинка, которая одевается на пальчик, она тоже будут полезна для массажа пальчиков. Массажи ушных раковин, стоп, - пробуйте все, чтобы помочь малышу.
Развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Логопедический массаж. В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз; дизартрия, он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Виды массажа:
Массаж биологически активных точек (БАТ).
Массаж языка с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатели, щеточки).
Элементы самомассажа лица, шеи.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой.
Основные приемы массажа:
Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Пальчиковая гимнастика
Сжимание и разжимание резиновых игрушек (резиновый мячик-ежик). суджок.
• Суджок -пружинка для массажа пальчиков
РИСУЕМ НА КРУПЕ
На поднос тонким слоем насыпают манку или другую крупу и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
• МОЗАИКА
Выкладывание простых фигур (полоски, дорожки, цветочки, квадратики), далее более сложные (домики, машинки, елочки и др.).
• КОНСТРУКТОР
Построение простых конструкций из крупных деталей (башенки, домики, гаражи).
• БУСЫ
Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать крупные легкие геометрические фигурки с отверстием в середине, шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
• ШНУРОВКИ
Разнообразные шнуровки по «содержанию».
Например, попросите ребенка пришить пуговицу (шнуровка-пуговица), или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок), вышить сарафан для матрешки. Далее усложняем соединить 2 детали, 3 детали, соединить дорожки к домику сказочным героям в свою сказку.
• РИСУНКИ ИЗ ПРИЩЕПОК
Цель игры научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
• ЗОЛУШКА
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
• ПЛАСТИЛИНОВЫЕ РИСУНКИ
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
• СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
• МАЛЕНЬКИЙ СКУЛЬПТОР
Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
• ТРАФАРЕТЫ
• ПАЗЛЫ
Учитываем возраст малыша!
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Цель занятия - научить ребенка с помощью пальцев изображать живые и неживые предметы. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:
ЗАЙЧИК:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
КОЗА РОГАТАЯ:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
ЧЕЛОВЕЧЕК:
бегаем указательным и средним пальцами по столу
БАБОЧКА:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»
ЁЖИК:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
ОЧКИ:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
пальчиковая гимнастика
КОШКА:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
Пальчиковая гимнастика
В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.
Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает профессионал – психолог.
Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной длины», «Пары слов».
ЛАДУШКИ
- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
СОРОКА
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил -
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
ВАРЕЖКА
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)
ЗАМОК
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
БРАТЦЫ
Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди).