1. Настройтесь на аудиторию.
2. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
3. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку.
Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.
4. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
5. С первых же слов внимательно следите за реакцией аудитории.
6. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро или монотонно.
7. Если часть аудитории менее внимательно слушает вас, обращайтесь именно к ней.
8. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции аудитории, перейдите к главной теме выступления.
9. Провокационные реплики не должны выводить вас из равновесия.
10. Не вступайте во время выступления в дискуссии. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на все вопросы.
11. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
12. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутсвующих за внимание. Не ублажайте свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.
13. Речь нужно закончить раньше, чем слушатели этого захотят.
Лизункина Н.С.
Как говорить, чтобы тебя понимали (заповеди риторики)
1. Говорите выразительно. Главная мысль должна запоминаться и выделяться повторением, интонацией, вопросами.
2. Говорите красиво.
Доходчивость речи может достигаться сравнениями, примерами, эпитетами.
3. Говорите уместно.
Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра. Не забывайте об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь.
4. Следите за правильностью речи, за дикцией.
«Не поговорить с человеком, который достоин разговора, –
значит потерять человека. Говорить с человеком,
который разговора не достоин, - значит потерять слова.
Мудрый не теряет ни людей, ни слов»
Конфуций
Что делать, если ребенок не любит читать?
Решение только одно: не заставлять , а превратить чтение в удовольствие!
Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, что можно назвать школьными. Несмотря на то, что предмет «литература» в школьном расписании занимает одну из ведущих позиций, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда, наоборот, пропадает. Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Вот почему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по совету бабушки, воспринимается как гениальное откровение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает смертельную зевоту. Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей, увы, еще одна причина нелюбви к чтению. В возрасте 10-11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета.
А иногда бывает и так. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг полно, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Вини-Пух с Бармалеем, ни хоббиты с муммитролями. Тогда, возможно, причину стоит искать глубже. Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между «б» и «д», например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения сильно затрудняется, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла.
Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, или на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем это вещи, не просто взаимосвязанные, но и взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Ну а чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга – тем больше у вас шансов на успех.
Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, – говорит Наталья Евсикова. – Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».
Чтение – не просто удовольствие, но, прежде всего, свобода. Свобода выбирать, что читать – самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга – это, прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.
11 советов, чтобы превратить чтение в удовольствие
1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
9. Ходите вместе в книжный магазин - тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.
Речевое дыхание
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания:
1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Лизункина Н.С.
Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения.
Сказка о Веселом Язычке.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом.
Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные.
Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.
Ра-ла.
Лу-ру-лу.
Рожки-ложки.
Лак-рак-лак.
Проверяется способность различать звуки р и л.
Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.
Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения, которым Вы сами можете его научить. Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Если – же Вам сложно справиться самостоятельно, то нарушения звукопроизношений Вам помогут исправить наши логопеды.
Нарушение речи иногда может возникнуть из-за подражания неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…
Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
Учим общаться
С первых часов после рождения ребенка любящая мать воспринимает своего малыша не как разумное беспомощное существо, а как любимого человека. Она может видеть в ребенке то, что в нем объективно еще не существует и чего никто из окружающих людей не замечает. Именно такая любовь матери превращает младенца в человека. Любовь, забота и внимание проявляются не только в том, что ребенка вовремя и правильно кормят, пеленают и укладывают спать, но в первую очередь в том, что мама постоянно общается с ним. Во время купания, одевания, кормления она что-то ласково говорит малышу, осознавая, что он не понимает ее слов.
Очень важно понять, что эти вроде бы бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания необходимы для психического развития ребенка. В первые 2-3 недели ласковое обращение остается безответным. Первые звуки малыша тихие, короткие, напоминающие кряхтение, «кхх», «хмм», «мм». С их помощью ребенок начинает общаться с близкими ему людьми, прежде всего с мамой. Конечно, на 1-2-м месяце уже преобладают иные звуки. Иногда мы слышим только крик младенца, но постепенно он начинает подавать голос не только во время плача. Вскоре вы услышите гуление или слабые горловые звуки. В 3 месяца он начинает смеяться. Осваивая новые звуки, которые не имеют отношения к крику, младенец начинает реагировать на речь окружающих его людей. Гукающий ребенок обращается к миру взрослых, звуки его голоса сопровождают как общение с матерью, так и действия с игрушками. Произнесение звуков является признаком того, что малыш находится в активном состоянии. Поначалу его реакция будет выражаться мимикой и движениями тела.
Разговаривайте с малышом, хвалите его, ободряйте голосом. С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно.
Родителям, от природы немногословным, бывает очень трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова (многие родители испытывают такое ощущение). В таком случае можно хотя бы просто описывать вслух то, что вы делаете. И помните, что именно вы – главный объект внимания малыша! Вскоре вы заметите, как от коротких звуков малыш переходит к певуче – протяжным звукам. «Аааа…», - тянет малыш на одной ноте. Вслед за одним гласным звуком следует другой, и так подолгу, с пусканием пузырей. Ротик то открывается, то закрывается, губы складываются трубочкой, растягиваются в улыбку. Периодически ребенок сам прислушивается к себе и снова произносит полюбившийся тот или иной звук. Гукание начинается тогда, когда малыш находится в спокойном, бодром состоянии.
Для того, чтобы ребенок рос здоровым и уверенным в себе, он должен чувствовать, что его любят, что он нужен родителям и всегда найдет у них поддержку и помощь. Особенно это касается младенцев. Маленькому ребенку просто необходимо видеть маму, слышать ее голос, чувствовать ласковые руки.
В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже тонко чувствует настроение всех членов семьи. Если взрослые будут весело переговариваться, напевать, делать танцевальные движения, он охотно «поддержит компанию», тоже станет улыбаться, размахивать руками. А если в комнате зазвучат громкие напряженные голоса, малыш нахмурится, состроит недовольную гримаску, может заплакать.
Но главным камертоном его настроения остается мама. Мамино спокойствие особенно необходимо ребенку, когда он устал, испуган или болен. И в таких случаях надо уметь, сохраняя всю остроту материнской наблюдательности, оставаться хотя бы внешне спокойной.
Родители часто жалуются, что их малыши, только начав говорить, стали заикаться в 2-3 года. В этом возрасте срыв речи ребенка чаще всего вызван увеличением нагрузки на центральную нервную систему. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи.
Что может вызвать заикание у ребенка:
- ребенок испытал психологическую травму (кратковременную или продолжительную), пережил сильный испуг;
- ребенок часто и долго болеет (соматическая ослабленность);
- малыш подражает речи заикающегося.
Заикание называют первичным, если с момента появления первых признаков прошло не более двух месяцев. Если запинки сохраняются свыше двух месяцев, возникают вторичные явления (вегетативные реакции): в момент речи малыш краснеет, начинает потеть. Ребенок меняется внешне: движения его становятся скованными, нарушается координация, появляются лицевые тики. Но еще более серьезные изменения претерпевает характер – ребенок становится замкнутым или слишком капризным, у него появляется страх речи.
Если Вы заметили, что Ваш малыш заикается, незамедлительно обратитесь к специалистам. Наибольший успех достигается, когда лечение проводят в первые месяцы после возникновения речевого нарушения.
- В первую очередь следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду.
- Невропатолог назначит медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов.
- Ваша главная задача – создать для малыша спокойную домашнюю обстановку. Не включайте телевизор в присутствии ребенка. Игры на компьютере лучше отложить на время.
- В этот период малыш должен больше спать. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны.
- Не акцентируйте внимание ребенка на запинках. Ни в коем случае не ругайте и не поправляйте малыша.
- Предложите ребенку говорить шепотом. Следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а речь – плавной.
- Придумывайте новые способы общения с малышом. Это могут быть жесты, и даже рисование картинок.
- Играйте с ребенком в спокойные игры, займитесь конструированием и лепкой.
- Следуйте рекомендациям специалиста, у которого Вы консультируетесь.
1. развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
2. разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
3. каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
4. чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
5. говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
6. выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
7. не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
8. использовать упражнения для развития мелкой моторики.
9. при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.
С какого возраста необходимо исправлять неправильное произношение звуков?
Исправление произношения предусматривает осознание ребенком работы артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением. Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения, должен составлять 4—5, а при постановке звука «р» даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость, неустойчивое внимание и т.д.).
Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.
- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
- Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите - ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью.
- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
- Поощряйте любопытство, с тремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Cамые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях
1. В основе обучения чтению- не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук «М». мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Напоминаю, что ЗВУК — это то, что мы слышим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать. А БУКВА — это то, что мы видим и пишем.
Не смешивайте, пожалуйста понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
2. вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Антропологический подход к развитию детей имеющих различные нарушения речи
Хорошо развитая речь учащихся является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех кто занят воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии, которые одновременно являются и здоровьесберегающими. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и полноценное развитие личности ребенка в целом. Шувалов А.В. в своей статье пишет: «Теория психологического здоровья возникла на стыке двух областей знаний «психология здоровья» и «психология человека». Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Духовность новое качество и новый принцип, окончательно делающий человека человеком». Индивидуальная норма по замечанию Цукерман Г.А., Слободчикова В.И. есть, то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития, как квинтэссенция его результатов.
Среди учащихся, поступающих в первые классы, фиксируется определенное количество детей с различными отклонениями в речевом развитии первичного генеза (фонетико-фонематическое, фонематическое и общее недоразвитие речи). Недостатки развития устной формы речи может проявляться в недоразвитии всех средств языка (произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй) и иметь разную степень выраженности. У этих детей ослаблено здоровье (часто болеющие дети), плохо развита координация движений, общая и мелкая моторика, память, внимание, а зачастую и логическое мышление. Эти дети нуждаются в логопедической помощи, соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя логопедический массаж, массаж языка, мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Вот уже около 5 лет я работаю в школьном логопункте. На нем каждый год проходят коррекционное обучение от 25 до 47 учащихся начальной образовательной ступени.(1-4классы). В 2010-11 учебном году в логопункте занимались 42 уч-ся. Из них: 4-с дефектом произношения, 5-с фонематическим недоразвитием, 2-с фонетико-фонематическим нарушением, 9-с нерезко выраженным общим недоразвитием речи ; 13-с нарушением чтения и письма, обусловленное НВ ОНР; 5-с нарушением чтения и письма, обусловленное ФФНр; 4-с нарушением чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием. Занятия проводились четко по расписанию и делились на фронтальные и индивидуальные.
К здоровьесберегающим технологиям относятся следующие виды работ, проводимых на занятии с учащимися: 1.Логопедический массаж. В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах. Виды массажа:
Массаж биологически активных точек (БАТ).
Массаж языка с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатели, щеточки).
Элементы самомассажа лица, шеи.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой. Основные приемы массажа:
Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата
Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. Примеры релаксационных упражнений: 1) «Олени»
Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени…Руки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и мальчики : отдыхают ваши пальчики! Дышится легко…Ровно…Глубоко. 2)«Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а расслаблены. 3)«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена… 3. Дыхательные упражнения . Важнейшие условия правильной речи- это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция . У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми. 1)«Снегопад». Сделать маленькие комочки из ваты. Предложить ребенку положить комочек ватки на ладошку и сдуть ее. То же самое упражнение выполнить держа комочек ватки над носом. Подуть вверх. 2)«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. 4.Дыхательная гимнастика. Была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
1)Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Встать прямо, показать ладошки зрителю, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха, пауза. Нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха.
На занятиях с детьми мы проводим следующие упражнения:
2)«Погончики», 3)«Насос»,4) «Кошка», 5)«Обними плечи», 6)«Повороты головы», 7)«Китайский болванчик». 5. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика. Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка». 6.Пальчиковая гимнастика.
В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.
Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает профессионал – психолог.
Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной длины», «Пары слов». 7. Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.
Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех, даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим ПРАЗДНИКОМ!