Логопедия — (греч. logos – слово + греч. paideia – воспитание, обучение; переводится как “воспитание правильной речи”)- отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и коррекции. Предметом логопедии являются сами нарушения речи и коррекционно-педагогическая работа по их устранению. Объектом логопедии является человек, страдающий нарушением речи. Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Еще в середине 20-го века число логопедов в стране исчислялось десятками. Первый выпуск молодых специалистов-логопедов был в 1951 г. на дефектологическом отделении Московского государственного педагогического института, ныне университета. Сейчас в России работают тысячи логопедов, которых готовят пединституты многих крупных городов. Проблема речевых расстройств актуальна в наши дни. В каждом детском саду, в каждой школе есть дети с недостатками речи, с заиканием, а для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады, логопедические группы при садах, школы и медицинские центры. Нарушения речи мешают ребенку успешно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересную специальность. Многие речевые нарушения можно предупредить или преодолеть в дошкольном возрасте, поэтому родителям необходимо своевременно обращаться за консультацией к логопеду. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. λoγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).
Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).
Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение. Дефектолог — специалист в области дефектологии.
• дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
• дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка как: задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.
Логопед дефектолог -это логопед с дефектологическим образованием.
Направления работы дефектолога и логопеда дефектолога:
Проблемы развития при ряде заболеваний: ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.)
Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте
Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития.
Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Целью работы логопеда дефектолога является коррекция речевых и интеллектуальных нарушений.
Задачи:
Выявить присущие специфические отклонения в психическом развитии.
Подобрать действенные методические приемы для преодоления отклонений.
Разработать программу развития речи(постановка звуков, коррекция других нарушений).
Начальный этап - всестороннее обследование развития высших психических функций. Оно направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построения логико-грамматических конструкций, фразовой речи.
Логопед дефектолог поможет решить многие проблемы вашему ребенку.