Задачи:
• Изучение характера.
• Развитие сильных и слабых сторон личности.
• Формирование характера. Работа над собой.
Упр№1: « Солнце и планета». Водящий – солнце, стоит в центре класса. 5-6 человек планеты. Располагаются к солнцу ближе те планеты, которые больше похожи по характеру с солнцем.
Упр№2: « Презентация героев мультфильмов и фильмов». Изобразите героя. Вся группа должна отгадать героя сказки, мультфильма или фильма. Имя героя участник получает от ведущего, на листочке. Он никому не должен показывать это имя.
№3. Беседа «О характере».
Подумайте, чем люди похожи друг на друга? Я слушаю ваши ответы. А кроме внешности, чем они еще отличаются? Правильно своим поведением, темпераментом и характером.
Характер-это совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств-отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
Какие бывают черты характера? Назовите все черты какие вы знаете.
Сегодня мы узнаем, что такое характер, и сделаем это с помощью сказки. Сказка о характере.
№4. СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ
(Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной" науке. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 93-95)
В некотором удивительном мире, в прекрасной долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычайные деревья. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живших далеко -далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре мощные веши, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свое название первая называлась Отношение к людям, вторая – Отношение- к делу, третья- Отношение к себе, четвёртая - Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на другие, форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношение к людям была вытянута, потому что несла веточку Правдивости, а на другом была скручена кольцом веска Лжи. Где-то ветвь Отношение к себе вызывающе торчала веточкой Самовлюбленности, где-то опускалась почти до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно поднималась к солнцу среди других как воплощение Скромности. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Деревьями-Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми. Другие Деревья-Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были очень прямые характеры. Твердые Деревья-Характеры не смогла бы распилить даже бензопила, а легкие Деревья-Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.
Так не похожи были Деревья-Характеры друг на друга, потому что росли на разных почвах, по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складываете» все по-разному, верно?)
Порой налетала в долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но совсем сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть свое Дерево, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево- Характер. Но попасть в него не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно только изучая само» себя и свои поступки.
Упр №5: «Мой характер» Оценим недостатки и достоинства.
Нарисуйте солнце. «Солнце»- это вы. У вашего солнца столько лучиков, сколько у вас положительных черт. Каждый лучик подпишите именем черты. Если у вас имеются отрицательные черты, то выпишите их в столбик в рабочую тетрадь. Далее идет обсуждение положительных черт (лучиков).
Упр №6: « Солнце и планета». Водящий – солнце, стоит в центре класса. 5-6 человек планеты. Располагаются к солнцу ближе те планеты, которые больше похожи по характеру с солнцем.
Упр №7: « Презентация героев мультфильмов и фильмов». Изобразите героя. Вся группа должна отгадать героя сказки, мультфильма или фильма. Имя героя участник получает от ведущего, на листочке. Он никому не должен показывать это имя.
№8. Тест «12 человечков».
Составьте «12» человечков из геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.
Человечки не должны повторяться.
Обработка результатов: Подсчитайте количество фигур. Преобладающие фигуры
говорят о яркости развития этих черт личности.
Квадрат-настойчивость, твердость, иногда непрошибаемость.
Треугольник-целенаправленность, способность увлечься идеей.
Круг-означает чувствительность, эмоциональность, способность воспринимать проблемы другого человека, но одновременно и склонность к тревожности.
(см. Психологические тесты /под А.А.Карелина: В 2 т.-П86 М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.-Т.1.-312с.:ил.).
Игра№9. «И я…» Я буду называть сказочного героя. Если ты похож на него по характеру, то на счет «три-четыре» нужно сказать «И я».
Например: «Я – Царевна – Несмеяна». Ты отвечаешь: «И я», и т.д. называем героев из разных фильмов и сказок.
Упр№10. « Мой психологический портрет».
В волшебном озере отражался ваш характер такой, какой он есть на самом деле. Сейчас вы опишите его. Откройте его психологические тетради и напишите названии задания. А теперь разделите чистое поле листа одной чертой пополам.
В левой половинке черным карандашом напишите знак «-», а в правой красным карандашом - знак «+». В правой части каждый пишет свои положительные черты, которые нравятся ему в себе, за которые можно хвалить; в левой - отрицательные характера, которые ему не нравятся в себе, за которые можно ругать.
Далее идет обсуждение написанного по желанию обучающихся (ребенка).
№11. Игра «Зеркало». Упражнение проводится в парах, где один участник-«человек», который совершает различные движения, другой-«зеркало», которое в точности повторяет движения «человека». Разбейтесь по парам и распределите роли. «Зеркало» и «Человек» становятся друг против друга. По моему хлопку «человек» делает перед «зеркалом» любое движение. После двух моих хлопков «зеркало» в точности повторяет это движение. После двух-трех повторов можно поменяться ролями.