|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подготовка к школеПодготовка к школе - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни. Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни - учеба - деятельность обязательная, общественно-значимая. Он отвечает за нее - перед учителями, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети. А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. (Такое отношение к взрослому мы могли позволить малышу.) Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке - это не выражение личного отношения учителя к ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием. Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя). Самоучение - и по содержанию, и по организации - резко отличается от привычных ребенку - дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра. Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. (Если до недавнего времени начальное обучение представляло собой лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение начинается с первого класса.) Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Обо всем об этом, а также о многом другом, имеющим отношение к подготовке ребенка к школьному обучению, логопеды, дефектологи и педагоги-психологи рассказывают на родительских собраниях, семинарах и индивидуальных консультациях. А так - же проводят индивидуальные развивающие занятия для подготовки детей к школе. Школа новая ступенька в жизни вашего ребенка всей вашей семьи. И малыш, и вы приобретаете новый статус. Ребенок УЧЕНИК, а вы – РОДИТЕЛИ ШКОЛЬНИКА. Готовы ли вы к этим переменам? Хорошо ли представляете себе, что значит - ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К НОВОМУ ЭТАПУ ЕГО ЖИЗНИ-К ШКОЛЕ? Знаете ли вы, что такое школьная готовность? Ведь зачастую мы принимаем за подготовку к школе обучение ребенка письму, чтению, счету. Страшно гордимся, когда он складывает буквы (не звуки) в слоги и слова. И совершенно не задумываемся о том, что готовность к школьному обучению-это совершенно другое. Это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального, физического и личностного потенциала маленького человека! Мало выучить буквы и цифры, недостаточно научиться держать в руках карандаш и кисточку. Необходимо постоянно стимулировать познавательный интерес и развивать способность к обучению (способность к восприятию, усвоению, запоминанию, накоплений полученных знаний и опыта). Очень важно научить ребенка работать, прилагая волевые усилия, преодолевать трудности, сотрудничать со взрослыми и со своими сверстниками. Просто необходимо воспитывать в будущем школьнике самокритичность и умение признавать и исправлять свои ошибки. Не все на этом пути будет карамельно и гладко. Вы, безусловно, столкнетесь с целым рядом трудностей, но не отчаивайтесь, они преодолимы. Помните, все, что вы делаете, должно быть наполнено любовью и преисполнено безграничного терпения. Формирование школьной готовности есть проблема комплексная, требующая как усиленного внимания специалистов, так и родителей ребенка. Необходимо формировать и социальную готовность ребенка к вступлению в новую для него ипостась, и соответствующую физиологическую и психологическую базу. Говоря о готовности к обучению в школе, мы имеем ввиду: 1. Психологическую и социальную готовность, включающую желание учиться в школе, учебную мотивацию, умение общаться и сотрудничать, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организацию и произвольность поведения; целенаправленность деятельности. 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: фонематическое восприятие, тонкая и артикуляционная моторика, пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость и осанка; координация в системе «глаз-рука». 3. Развитие познавательной деятельности: кругозор, способность самостоятельно принимать решения, сформированность интеллектуальных умений, развития памяти и внимания, достаточный уровень развития логического мышления и связной речи. 4. Для оценки этих параметров использованы методики А.Р. Лурия, Пьерона-Рузера, Н.И.Гуткиной, У.В. Ульенковой, Л.А.Венгера-Г.А.Цукерман, Т.А. Марковой, Г.А.Урунтаевой -Ю.А.Афонькиной, Р.А. Овчаровой, В.М.Когана (адапт. Э.А. Коробовой), Рея-Остеррайха, А.Н. Бернштейна, М.М.Семаго, Н.Я Семаго, Керна Йирасека и др. Вы можете найти эти тесты в психологическом практикуме Светланы Коноваленко «Как подготовить ребенка к школе» или обратиться за помощью к специалистам. Литература для подготовки к школе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||