тел: 8-925-927-80-95 - Наталья; 8-926-159-66-49 - Александра
 
     
ГЛАВНАЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
НА СПЕЦИАЛИСТА
ТОМАТИС РУЛИСЕН МИКРОПОЛЯРИЗАЦИЯ КОНТАКТЫ СТАТЬИ
     



Яндекс.Метрика
 

Советы психолога


Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, - мотивация к обучению.
У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, пожалуй, самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Лизункина Н.С.


Увлечение или диагноз?

Интернет очень быстро превратился в нечто повседневное. При этом никого не заботит возможность развития психологической зависимости. Компьютерные компании выпускают все новые и новые технологии…
Созданы целые виртуальные сообщества, и, раз попав в них, люди остаются там жить.
Кимберли Янг, клинический психолог,
одна из первых исследователей интернет-зависимости.

Платой за преимущества и выгоды внедрения Всемирной сети в повседневную жизнь общества является формирующееся чрезмерное увлечение Интернетом, порой достигающее у части пользователей состояния болезненного пристрастия (зависимости). Последствия сверхувлеченности Интернетом могут быть разные: пренебрежение домашними и служебными обязанностями, отказ от социального взаимодействия, изоляция, разрушение связей с внешним миром, аутизация и инфантилизация личности, снижение успеваемости в школе. Особую тревогу вызывает то, что зависимость от Интернета наиболее часто проявляется в юном возрасте- в среде подростков и юношей, что затрудняет их социализацию, препятствует способности сделать карьеру, создать семью.

В каком возрасте наиболее часто возникает интернет - зависимость?

Первые симптомы интернет – зависимого поведения возникают в период подросткового возраста, в IX- XI классе средней школы. Уход подростка в интернет – среду является одним из способов его приспособления к «этому жестокому миру». Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактов с близкими, сверстниками, подросток будет избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт, и искать более безопасный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет.
Неспособность противостоять жизненным трудностям, часто сопровождающаяся заниженной самооценкой, неуверенностью в собственных силах, плохой переносимостью жизненных трудностей являются наиболее важными факторами, формирующими избегающее поведение. В этих случаях интернет – среда служит средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Такой подросток больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций.
Чем же так привлекателен для подростка Интернет?
• отсутствие ответственности;
• реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
• возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
• возможность самостоятельно принимать любые решения вне зависимости от того, к чему они могут привести (например, в рамках игровой деятельности).
Интернет влияет на становление девиантного (отклоняющегося) поведения. Дети и подростки могут столкнуться в режиме онлайн с серьезными опасностями:
• эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;
• доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети;
• неподходящие контент - сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ;
• увлечение играми, которые повышают агрессивность подростков, сетевыми играми с насилием;
• оказание влияния на формирующуюся личность вплоть до формирования дисфоричных (негативных) установок и суицидального поведения подростков (пример с суицидом подростков в г. Лобня);
• манипулирование детским сознанием.
Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям в поведении подростка.
М. Орзак дифференцировала психологические и физические симптомы, характерные для интернет - зависимости.
Психологические симптомы:
• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
• невозможность выйти из сети и остановить сеанс;
• увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
• пренебрежение семьей и друзьями;
• ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
• ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;
• проблемы с учебой или работой.
Физические симптомы:
• расстройство сна, изменение режима сна;
• нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
• пренебрежение личной гигиеной;
• головные боли по типу мигрени;
• сухость в глазах;
• боли в спине;
• синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
Классификация зависимого поведения в Интернете:
Интернет - гемблеры, которые пользуются разнообразными интернет- играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т. д.;
Интернет - трудоголики (поиск баз данных, составление программ и т. д.);
Интернет - покупатели, реализующие аддикцию к трате денег посредством бесконечных покупок онлайн;
Интернет - аддикты отношений, которые часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т. д., то есть заменяют реальные отношения виртуальными
Ряд исследователей выделяют особенности личности интернет - зависимых: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие (С. Каплан).
Н.В. Чудова приводит следующий список черт интернет - аддикта:
• сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела);
• сложности в непосредственном общении (замкнутость);
• склонность к интеллектуализации;
• чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом);
• низкая агрессивность;
• эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной (нереализованной) потребности;
• независимость выступает как особая ценность;
• представления об идеальном «Я» завышены или даже нереалистичны;
• самооценка занижена;
• склонность к избеганию проблем и ответственности.
Многие исследователи одним из основных факторов риска возникновения зависимого поведения считают семью. В условиях нарушения эмоциональных взаимоотношений с подростком, прежде всего со стороны матери, нарушается процесс своевременного формирования защитных механизмов личности, что может привести к возникновению трудностей в принятии ответственности за собственные поступки, искажению самооценки, психическому инфантилизму и задержке возрастной социализации. Таким образом, подростки, находящиеся в конфликтных отношениях с родителями, отказываются подчиняться указаниям взрослых, включая правила, ограничивающие использование Интернета. В свою очередь, испытывая недостаток поддержки родителей, подростки ищут социального одобрения через опыт общения в Интернете. К сожалению, злоупотребление Интернетом у подростков зачастую ведет к усилению конфликтов с родителями. Выяснено, что стиль воспитания в семьях интернет - зависимых характеризуется дефицитом требований, запретов и наказаний. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется при гипер – или гипоопеке.
• Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание их мнений по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
• “Кумир семьи” (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех обязанностей, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
• Гипоопека. Проявляется при недостаточном внимании к ребенку со стороны родителей, попустительстве и вседозволенности.
• “Золушка”. Такой стиль воспитания лишает ребенка ласки и внимания со стороны старших. Ребенка сравнивают с более успешными сверстниками, предъявляют к нему завышенные требования.
• “Ежовые рукавицы”. Воспитание включает в себя систематические наказания ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Общими чертами для подростков с особым риском формирования интернет – зависимости являются:
- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;
- повышенная тревожность.
Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли Вам эта беда.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал интернет – зависимым.

1. Не общайтесь с ребенком, чаще говорите ему: “Отстань, мне некогда, я занята…”, чтобы он поскорее сбежал в Интернет.
2. В воспитании применяйте крайности: обязательно наказывайте, даже если ваш ребенок ничего не натворил; для профилактики непременно используйте ремень. Или опекаете его с самого рождения. Плачьте, рыдайте, если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль. Обязательно лишите его друзей – не дай Бог, плохому научат. Испугайте своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью.
3. Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за него все его проблемы, на улицу выходите только вместе, всей семьей. Без вашего контроля – ни одного шага, даже если ему 25 лет.
4. Чаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его “неряхой”, “неумехой” и “дураком”.
5. Постоянно ссорьтесь и скандальте, чтобы ваши дети это видели и поскорее сбежали от вас.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоровым и счастливым.

1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что вы его слышите, понимаете и поддерживаете. Поддерживая разговор, говорите ему: “да”, “ага”, “а что потом?”, “как я тебя понимаю!”, “вот это да!”. Учитесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их.
2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда станет большим, и понимал чувства других людей.
3. Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую – нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.
4. Одобряйте и хвалите ребенка даже за небольшие успехи. Его упорство и желание сделать что-то самостоятельно, важнее результатов.
5. Если вы рассержены на ребёнка, оценивайте его поступок, а не его личность: «Тебе не удаётся математика? Это не страшно, надо только немного поработать и всё получится!»
6. Учите его говорить «нет». Объясните ребёнку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твёрдым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребёнку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Объясните ребёнку, что в определённых ситуациях каждый имеет право высказать своё собственное мнение: «В окружающей нас жизни есть и хорошее, и плохое. Иногда надо уметь сказать «нет». Например, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравится». Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.

Учите его отвечать за свои поступки.
Чего делать нельзя: наказывать, отключать Интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только болезненны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома.
Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем.
Основное преимущество Интернета в том, что он - источник огромного количества информации, являющейся на данный момент наивысшей ценностью современного общества. Но роскошь живого человеческого общения не заменит ни одно виртуальное сообщество.

Педагог - психолог Лушкина А.Н.


Люди часто заполняют гневом пробелы в своем рассудке
(У. Олджер, американский писатель)

Часто бывают случаи, когда дети обижаются на своих родителей, близких, друзей
или своих сверстников. Обида бывает порой настолько сильной, что хочется отомстить, нагрубить или даже ударить человека, который вас обидел. Но все это приводит к ссорам и конфликтам, непониманию, обидам и разочарованию. Такие моменты портят настроение и взаимоотношения. Если вы часто злитесь, вы не только доставляете неприятности окружающим, но и вредите себе. Нужно быть добрыми. Если вы будете добрыми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно относиться к вам. Чтобы помочь себе в такие моменты предлагаю вам для саморегуляции:

Этюд «Ты лев»
Закройте глаза, представьте льва-царя зверей:сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как каждого из вас. Каждый из вас лев. У него ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев-каждый из вас! (Поза гордого человека). Давайте попробуем еще раз. Это упражнение поможет вам сдержать свою злость, когда захочется кого-нибудь обидеть или что-нибудь разрушить.

Этюд «Злые - добрые кошки»
Возьмите обруч и положите его на пол. Встаньте внутрь обруча. Превратитесь в злющую - презлющую кошку: шипите и царапайтесь. (Выходить из круга нельзя). Сильнее и сильнее делайте «злые» движения. (Останавливаетесь по сигналу). Далее превращаетесь в добрую - предобрую кошку: ласкаетесь, мяукаете и говорите: Не хочу быть злым, хочу быть добрым!
Если вы напряжены в результате переживаний и эмоциональных проблем, вам требуется психомышечная тренировка для снятия мышечных зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем, предлагаю вам:

Этюд: «Танец пяти движений»
1 упр.«Течет вода» - Включается на 1 минуту плавная музыка.
Изобразите плавные и мягкие движения переходящие одно в другое.
2 упр. «Густая чаща» - импульсивная музыка.
Нужно пройти через густую чащу. Движения редкие, сильные,четкие, рубящие, бой барабанов.
3 упр. «Сломанная кукла» - хаосная музыку.
Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломаные.
4 упр. «Бабочки» - лирическая, плавная музыка.
К нам на помощь летят бабочки. Движения изящные, нежные, плавные.
5 упр. «Слушаем свое тело».
Мы спасены, спокойны. Стоите без движения. Все тело мягкое, расслабленное. Каждая мышца подвигалась. Вы получили в танце положительные эмоции. Теперь вы добрые и веселые.

Лизункина Н.С.


Психологические игры

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
ЧТО ИСЧЕЗЛО?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
ХУДОЖНИК
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
ВСПОМНИ И ПОКАЖИ
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения.
Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.
Концентрация - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
1.ЛОТО
2.ДОМИНО
3.НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
ЛАБИРИНТ
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
ДОРИСУЙ
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
ЗАЧЕРКНИ
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
КОРРЕКТОР
Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.
РАЗВЕДЧИКИ
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
ЧТО ЗВУЧАЛО?
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
КТО ЛЕТАЕТ?
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
УХО-НОС
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
"Зайчик"
вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
"Деревья"
поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;
"Птички летят"
пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
"Миска"
пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
"Крыша"
соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
"Магазин"
руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;
"Цветок"
руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
"Кулак-ребро-ладонь"
на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
Нанизывание бус, бисероплетение;
Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
Рисование по трафарету букв, шаблонам рисунков, геометрических фигур, штриховка;
Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Ступина Т.В.


Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

1. изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку.
а) проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
б) следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.
в) старайтесь, по возможности держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.
г) в своих отношениях с ребенком старайтесь придерживаться “позитивной модели”, хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи, помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
д) не давайте ребенку категорических указаний, избегайте непрерывного отрицательного реагирования, чаще говорите “да”, избегайте слов “нет”, “нельзя”, “прекрати”.
е) стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.
ж) избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку, старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
з) реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.).
и) не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за проступок.
к) помните! ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

2. изменение психологического микроклимата в семье
а) уделяйте ребенку достаточно внимания.
б) проводите досуг всей семьей.
в) не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. организация режима дня и места для занятий.
а) установите очень четкое расписание повседневных дел;
оставьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы для еды, игры и т.д. следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребенок все равно будет его нарушать.
б) постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть, которая будет собственной, особой территорией;
избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. поставьте рабочий стол так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто его не отвлекает. очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
в) учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. повторяйте эти уроки. проявляйте терпение, т.к. для закрепления различных навыков и умений ребенку с повышенной активностью требуется больше времени, чем для здоровых детей.
г) предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно.
д) избегайте по возможности больших скоплений людей. пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
е) оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.
ж) старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

4. специальная поведенческая программа.
а) придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему вознаграждения. заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.
б) не прибегайте к физическому наказанию, ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.
в) определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития, задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем.
г) воспитывайте в ребенке навыки самоуправления гневом и агрессией, развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя, перед тем, как что–то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.
д) старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие возможности взрыва в поведении ребенка, спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей, постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию.
е) ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большое двумя детьми одновременно, лучше всего приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией.
ж) не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками, имеется в виду – прямо заставлять, а вот создавать косвенные условия для такой деятельности важно.
з) если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам, достаточно иметь хорошие отметки по 2 – 3 основным.
и) давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию, полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег и т.д. но не переутомляйте его.
к) воспитывайте у ребенка интерес к какому–либо занятию. Ему важно ощущать себя умным и компетентным.
л) помните, вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными.
Для гиперактивных детей наиболее действенными будут средства убеждения “через тело”: лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность (компьютер, телефонные разговоры…); прием “выключенного времени” (досрочное отправление в постель…); внеочередное дежурство по кухне и т.д.
м) помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо эмоциональное подкрепление, знаки “принятия”.
н) помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивности и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Важно научить ребенка управлять своими эмоциями и поведением, контролировать отрицательные черты характера, развивать особенности личности.
В этом вам смогут помочь наши психологи!

Лизункина Н.С., Юшина О.В.


Упражнения для релаксации

Закройте глаза и представьте, как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.
Почувствуйте, как тепло опускается из плеч в руки.
Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти.
Ваши запястья расслабляются.
Расслабляются кисти рук - ладони становятся тяжелые и теплые.
Ладони становятся тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.
Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.
А теперь обратите внимание на то, как вы дышите - дыхание
становится свободным и ровным, свободным и ровным.
Вам хорошо и приятно дышится.
Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области
солнечного сплетения, тепло в животе.
Представьте, как тепло из живота опускается в ноги.
Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются
колени, расслабляются голени.
Стопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые,
тяжелые и теплые.
Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.
Теперь обратите внимание на спину.
Почувствуйте, как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник.
Почувствуйте лопатки.
Почувствуйте, как расслабляется середина спины между лопатками.
Расслабляется шея, затылок, вся голова расслаблена.
Расслабляется темя, виски. Расслабляется лоб и лицо.
Почувствуйте свои щеки, подбородок, почувствуйте скулы.
Нижняя челюсть становится тяжелой.
Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза..
Веки тяжелеют, ресницы слипаются, глаза расслаблены.
Расслаблены все части тела. Вы отдыхаете. Вам приятно и спокойно.

Зусманович Л.Н.


Правила обращения с памятью

1. Заучивай с желанием знать и помнить.
2. Ставь цель запомнить надолго.
3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Помни слова К.Д. Ушинского: "...понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы почи¬нить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж".
5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов
подряд в один день.
7. Память любит разнообразную деятельность.
8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изоб¬ражай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, - действуй!
9. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные - разбивай на порции.
10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Помни слова Л...Н.. Толстого:
"Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить".
11. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пят¬ницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
12. Изредка используй мнемотехнику - искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не за¬быть такая фраза: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Как тренировать память

• Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей.
• Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидеть детали.
• Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.

Лизункина Н.С.


Проблемная анатомия

Голова – мышление, анализ, логика, контроль, мораль, нравственность, воспитание. Чем сильнее контроль, тем сильнее напряжение в голове - установки, программы, которые идут от ригидности мышления. Запреты, связанные с моралью и нравственностью.
Признаки проблем: лысеют, носят кепки, шапки или вовсе не носят головных уборов; всевозможные заколки; проблемы с волосами; трут голову, привлекают внимание к голове. Жестикуляция на уровне головы. В речи произносятся фразы, связанные с головой. Частые головные боли.

Шея – свобода личности, зона возможностей, гибкость, инвариантность: я принимаю любые события в моей жизни.
Все дороги открыты: я могу этого и не делать; но я понимаю, что у меня это может быть. Чем более гибкая шея, тем более свободен человек в выборе своего пути. Гибкость шеи – женская черта.
Признаки: постоянно носят свитер с поднятым воротом; цепочки под горло или много цепочек; движения в зоне шеи. Может присутствовать излишняя правильность, категоричность. Проблемы с горлом; болезненная шея или шея поворачивается с трудом. Першения, частые сглатывания.

Плечи - зона ответственности.
1. Объективная – дети маленькие, старые родители, работа, больные родственники.
2. Необъективная – решение проблем за взрослых детей; постоянно работают в выходные; берут на себя ответственность за то, что не входит в прямые обязанности.
Могут ухаживать за мужем, вплоть до мелочей. Тело опускает ответственность в верхнюю часть рук (плечо): увеличенная верхняя часть руки – зона необъективной ответственности. Может возникать в результате напряжения, связанного с работой. Прорабатывается путем выдавливания этих блоков, которые могут быть рыхлыми, пастозными.

Руки – зона контактов (качество контактов с людьми). Не относится к контактам в отдельных профессиональных сферах.
Руки мерзнут – неполноценный контакт. Признаки: кольца, браслеты, постоянное потирание рук.

Грудь – зона, вместилище чувств.
Связаны с дыханием, а именно, с тем, какой тип дыхания присутствует у человека. Неотреагированные чувства локализуются в маленьких точках. Эмоции присутствуют во всем теле. Они привязаны к точкам тела, в которых живут те или иные проблемы, связанные с неореагированными эмоциями и чувствами.

Спина – зона поддержки, ангела – хранителя; зона архетипической поддержки. Напряженная спина, боли – непроработанные отношения с отцом, недостаток поддержки. Красивая спина – поддержка ангела-хранителя.
Путь избавления – прижаться к любимому человеку. Если отца нет, обнимать ребенка со спины. Основная поддержка – массаж зоны между лопатками. Травмы спины могут быть связаны с потерей поддержки.

Диафрагма – граница между верхней частью и нижней; между личностью и сущностью.
Сущность – что я есть без процесса социализации, мои базовые доминантные стремления.
Личность – что я есть в процессе социализации, все изменения, которые со мной происходят в контакте с социумом.
Диафрагмальный зажим – защита личности от зова сущности.
В сущности есть то, что нас пугает, иногда люди боятся зайти в эту зону, т.к., возможно, это отказ от всего того, что человек нажил и т.д. Или возможность в корне изменить свою жизнь.
Признаки зажима: переломы в фигуре; разность в цветах одежды в различных частях тела; резкое различие по величине частей тела.

Живот – страхи сущности (смерти, жизни, страх потери жизни – базовые страхи, остальные следуют из этих страхов).
В зоне живота – более глубокий страх. В зоне эмоций - поверхностные.
Проблемы с животом – непроработанные отношения с матерью.

Таз, пах – зона свободы, завязка на праве получать удовольствие от жизни; свобода сущности – свобода любого выбора, разрешение всего, чему можно быть.
Я не осуждаю других людей, которые делают то, что я не хочу делать. Это зона сексуального удовольствия – зона проявления сексуальной свободы.
Признаки: заниженная талия; ремни с большими пряжками. У мужчин – демонстрация своих достоинств. Мат, «грязная речь» - признак несвободы, неуверенности, низкой самооценки. Походка - "запятая" или расхлябанная. Страх раздвинуть ноги может быть связан с психотравмой, сексуальным насилием.

Бедра – интимная зона, зона проявления увеличенного напряжения, базовых запретов на власть, на эрос и танатос.
Основные 4-е базовых запрета – запрет на деньги, на власть, сексуальность, агрессию.
У мужчин – запрет на власть и деньги.
Признаки: узкие юбки – кроткие или очень длинные. У женщин – постоянное переплетение ног, забитые бедра, целлюлит.

Ноги – опора, все то, на что человек опирается в жизни: дом, земля – как мое государство; моя земля, род, семья, клан.
Деньги, материальное благосостояние. Законы, правила, моя собственность, мораль, законы. Образование. Знание. Способность стоять на земле.
Сильные ноги у людей в правовом государстве и наоборот. Это могут быть навязанные и принятые убеждения. Я могу это принять, но никогда не делать.
Любая вещь, которая воспринимается как опора, находится в ногах.
Признаки: слабые ноги, боли в ногах, напряженная походка; варикоз -100% признак; потливость ног; частые спотыкания ногами. Обувь на каблуках; невозможность стать на каблуках. Обувь постоянно натирает ноги.

Значения зон тела на лице
Нос - позвоночник. Центр лба – голова.
Под глазами – зона чувств.
Брови – руки.
Маска – зона живота Цель: защита себя, страх за свою жизнь.
Точка над верхней губой – зона живота.
Челюсть нижняя – пах.
Плечи – ноги.
Затылок – спина.

Лушкина А.Н.


Решение психологических проблем современного подростка на интегрированном уроке-тренинге с использованием когнитивной терапии

У современных подростков встречаются проблемы, связанные с особенностями развития личности. Они ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать, стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. Стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. Они, порой, не могут объяснить своих поступков. Неудивительно, что это самый трудный период в их жизни. Подростковый возраст-это сложный этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни. Поэтому им необходима грамотная помощь взрослого при существующей проблеме. Этим взрослым может родитель, педагог или психолог.
В последние годы специалисты уделяют особое внимание вопросам интеграции образования и здравоохранения. Проблемы укрепления здоровья детей и подростков, обеспечения условий полноценного развития и безопасного образования, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации подрастающих поколений начинают рассматриваться как общие и связанные между собой. Этими вопросами занимаются психологи. Перед практическими психологами, педагогами, врачами встает задача по преодолению узкопрофильного мышления и освоению междисциплинарного пространства, в котором действуют нормы многообразия, открытости, диалога. Выявление общего и специфического в деятельности смежных специалистов развеивает иллюзию квалификационной самодостаточности, обеспечивает объемную картину действительности, открывает новые пути и дополнительные возможности для совместного решения актуальных проблем. Это сложная работа, стимулирующая науку и обогащающая практику. Под ее влиянием зарождаются эвристические понятия (например, психологическое здоровье), обосновываются теоретические модели и методологические принципы (например, антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе или принцип трансметодичности в психотерапии), оформляются целые разделы (например, психология здоровья), призванные объединить и систематизировать уже имеющиеся знания и опыт.
Решая психологические проблемы подросткового возраста, я обеспечиваю здоровьесберегающую среду обучающихся в условиях систематического наблюдения, формирования основ социокогнитивной и личностной компетенции с помощью проведения развивающих и обучающих занятий по психологии, психологических практикумов, деловых игр, бесед, когнитивной психотерапии и тренингов. Считаю, что анализировать ситуации, автоматические мысли, чувства героев произведений и своих собственных, можно не только в индивидуальной работе, но и на уроке-тренинге. В своей работе опираюсь на знания по когнитивной психотерапии, полученные у А.Б. Холмогоровой.
Опыт осуществляемой мною деятельности направлен на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в Центре образования. Проводя уроки-тренинги в средних и старших классах, я реализую технологии интеграции психологического знания и знания в области обществознания, литературы, истории, изучения и развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности, типов темперамента, характера, мыслительных способностей, теории и практики по психологии. Практическую часть отрабатываем через проектную, исследовательскую и творческую деятельность, где совместно с обучающимися двигаемся в логике накопления знаний и решаем их проблемы и задачи. Участие в проекте «Соционика и профессия» дало возможность обучающимся подготовиться к осознанному выбору профессии, тем самым решить многие проблемы в становлении личности. Участвуя с данным проектом в Окружном конкурсе «Горизонты открытий-2011г.» старшеклассники получили Диплом I степени. Проект «Современные субкультуры и кумиры молодежи» помог изучить степень вероятности попадания молодежи Центра образования №1601 в различные субкультуры. Речь идет о здоровье, и данный проект позволил выявить соответствие между представлениями о целях образовательной практики и представлениями об атрибутах психологического здоровья. Результаты психологических исследований, показали низкий уровень попадания молодежи Центра образования к различным субкультурам. Это говорит о том, что у старшеклассников здоровая среда общения. Они знают особенности своего характера, интересы и имеют высокую мотивацию для развития своих способностей, коммуникативности и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Знания основ психологии помогает им самостоятельно заботиться о своем здоровье. Этот проект занял второе призовое место в Окружном конкурсе «Горизонты открытий-2010г.», где старшеклассники получили Диплом II степени. Такие виды деятельности помогают старшеклассникам проявлять свои сильные стороны личности и развивать слабые, избавиться от многих комплексов, достигнуть поставленную цель и решить проблему.

Педагог-психолог высшей категории Лизункина Н.С.