тел: 8-926-612-18-63 - Наталья; 8-926-159-66-49 - Александра

 

 
ГЛАВНАЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
НА СПЕЦИАЛИСТА
ТОМАТИС РУЛИСЕН МИКРОПОЛЯРИЗАЦИЯ КОНТАКТЫ СТАТЬИ
     



Яндекс.Метрика
 

Какие нарушения речи исправляет логопед

 

Физиологические (возрастные) причины

Периферические расстройства

Расстройства ЦНС

Нарушения фонетической стороны устной речи

Физиологическая дислалия

Органическая или функциональная дислалия, Ринолалия

Дизартрия

Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи

Задержки развития речи

Задержки развития речи при нарушениях слуха

Алалия, Афазия, Задержки развития при нарушениях интеллекта и психики

Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи

Детский голос, Изменения голоса при мутации

Дисфония

Фонастения, Афония

Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи

Физиологические итерации

Не наблюдаются

Брадилалия, Тахилалия, Полтерн, Баттаризм, Заикание

Нарушения чтения

Особенности письменной речи в период обучения

Задержки формирования чтения при нарушениях зрения, Дислексия

Алексия

Нарушения письма

Особенности письменной речи в период обучения

Задержки формирования письма при нарушениях зрения, Дисграфия

Аграфия


Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание. Существует и международная классификация болезней, включающая все речевые нарушения.

Дислалия физиологическая

Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:
• Согласные звуки произносятся смягченно: “столь” вместо “стол”, “миська” вместо “мишка”, “зюбы” вместо “зубы”;
• Шипящие фонемы заменятся свистящими: “лосадка” вместо “лошадка”, “сапка” вместо “шапка”, “сётка” вместо “щётка”;
• Совсем не произносят звук “р” или заменяют его звуками “л, ль, в, й”: “лыба” вместо “рыба”, “лёза” вместо “роза”, “кавман” вместо “карман”, “йак” вместо “рак”;
• Звук “л” чаще всего смягчается или заменяется на “й”: “люк” вместо “лук”, “йампа” вместо “лампа”;
• Звуки “к,г,х” или отсутствуют или заменяются на “т” и “д”: “дуси” вместо “гуси”, “тоска” вместо “кошка”, “тлеб” вместо “хлеб”.

Назад

Дислалия

Дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:
• функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;
• органическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба. Органическую дислалию также называют механической.
В зависимости же от признаков, существенных для последующего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:
• акустико-фонематическая дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;
• артикуляторно-фонематическая дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;
• артикуляторно-фонетическая дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, рассматривают следующие виды дислалии:
• простая (мономорфная) дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;
• сложная (полиморфная) дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп;
• универсальная дислалия, при которой нарушено произношение всех или почти всех фонем (часто не выделяется в качестве отдельного понятия, а рассматривается как форма сложной дислалии).
Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемое физиологической дислалией.
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — неприменное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Потому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения.
Как самостоятельно проверить звукопроизношение ребёнка? Предложите ребёнку повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. Звук в словах должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и (когда возможно) в конце слова. Рекомендуемый примерный ряд слов:
• Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес;
• Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь;
• Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык;
• Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета;
• Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец;
• Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш;
• Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи;
• Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ;
• Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь;
• Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;
• Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль;
• Звук «р» — рак, корова, пар, комар;
• Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь;
Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в”: говорит “вак” вместо “лак”. “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто. “ш”, “ж” ,“ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”.

Назад

Дислалия механическая (органическая)

Механическая (органическая) дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения механической (органической) дислалии:
• Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
• Неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
• Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
• Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
• Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

Назад

Дислалия функциональная

Функциональная дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения функциональной дислалии:
• Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
• Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;
• Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;
• Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;
• Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;
• Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
• Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;
• Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.

Назад

Ринолалия

Ринолалия — (греч. rhinos - нос + греч. lalia - речь) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Ринолалия иногда рассматривается в качестве вида органической (механической) дислалии, но чаще выделяется в самостоятельное речевое нарушение из-за ярко выраженного назализованного (т.е. носового, от лат. nasus - нос) тембра голоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации, кроме носовых звуков, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются небно-глоточным смыканием. Во время речи мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков. При нормальном произнесении назальных звуков “м”–“мь” “н”–“нь” воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. При нарушении же функций небно-глоточного смыкания появляется специфический для ринолалии носовой оттенок речи. В зависимости от характера нарушений функций небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии: открытую ринолалию, при которой изменение тембра и искажение произношения объясняется недостаточным подъмом мягкого неба, что ведет к попаданию значительной части воздуха в носовую полость, и закрытую ринолалию, при которой тембр голоса изменяется вследствие пониженного физиологического носового резонанса. Когда же наблюдается сочетание носовой непроходимости с недостаточностью небно-глоточного смыкания, то выделяют так называемую смешанную форму ринолалии.

Назад

Дизартрия

Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез (греч. paresis – уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи. Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
• псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
• дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
• синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую (экстрапирамидную, гиперкинетическую), корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии.
Анартрия: Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1-я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2-я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3-я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим), анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко-слоговой активности.
Косноязычие: Ранее для обозначения дизартрии и (только) внешне похожей на неё дислалии использовался устаревший ныне термин: косноязычие.
Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное же лечение назначается психоневрологом.
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
• Лекарственные средства.
• Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
• Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
• Лечение сопутствующих заболеваний.
• Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.
Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
• массаж органов артикуляции;
• артикуляционную гимнастику;
• исправление произношения звуков речи;
• исправление речевого дыхания и голоса;
• работу над выразительностью речи.
Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития (ЗРР)
(дифференциальная диагностика)

Вопросы отграничения общего недоразвития речи (ОНР) от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР), неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Но диалектический подход к проблемам речевых нарушений у детей делает необходимым разграничения различных нарушений речевого развития в зависимости от динамики их проявления и преодоления. Часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имеющих сходные речевые нарушения, даже после систематических занятий с логопедом в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в дальнейшем обучаются в специальных школах для детей с речевыми расстройствами и продолжают иметь выраженные речевые нарушения. Из этого следует, что как в практическом, так и в теоретическом отношении целесообразно выделение более обратимых состояний в особую группу речевых расстройств.
Прежде всего необходимо отграничивать общее недоразвитие речи от задержки темпа её формирования. Итак, развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами. Кроме того, дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями (например, ребенок понимает, что пальто, шапка - это одежда; чашка, тарелка - посуда и т.д.), что малодоступно детям с ОНР (дети с ОНР осваивают языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий).

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития у детей с нарушениями слуха (дифференциальная диагностика)

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации общего недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха (ранее называвшимися тугоухостью).
Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта. По времени возникновения все нарушения слуха делятся на три группы:
• врожденные,
• возникшие в период родов,
• приобретенные после рождения.
Последние подразделяются на периоды:
• до 3-х лет, когда возникшие дефекты слуха нарушают формирование речи или полностью приостанавливают ее развитие,
• после 3-х лет, когда в связи с дефектами слуха может происходить распад речевой функции.
Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи — фонетической, лексической грамматической, смысловой, а в некоторых случаях и к полному отсутствию речи. Степень речевой нелостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка.
В настоящее время разработаны методы объективной оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с помощью электрокорковой аудиометрии. Важным критерием риска возможности нарушений слуха у детей являются данные анамнеза. Известно, что краснуха, корь, грипп, вирус герпеса у матери в первом триместре беременности и другие вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности неблагоприятно влияют на слуховой аппарат ребенка. Нарушения слуха чаще наблюдаются при недоношенности. Причиной нарушения слуха может быть и алкоголизм матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, несовместимость группы крови матери и плода, вызывающие желтушность новорожденного или неврологические расстройства, обозначаемые клинически как билирубиновая энцефалопатия. Кроме того, к группе риска по нарушениям слуха относятся дети с различными отоларингологическими заболеваниями (аденоиды, отиты и др.), а также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. К группе риска относятся также и дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха. Внимание должно быть обращено и на частые воспалительные заболевания среднего уха — повторяющиеся отиты, возникающие в критические периоды развития слуховой и речевой системы.

Назад

Алалия

Алалия (от греч.: "a" - отрицание и "lalio" - говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяется моторная алалия (экспрессивная), характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорная алалия (импрессивная), при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Алалия — системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.
У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной алалией.
Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, т.к. самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

Назад

Афазия


Афазия (от греч.: "a" - отрицание и "phasis" - речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще возникают у взрослых. Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенности остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.
Выделяют следующие формы афазии (Р.А. Лурия):
• акустико-гностическая афазия
• афферентная моторная афазия
• эфферентная моторная афазия
• акустико-мнестическая афазия
• семантическая афазия
• динамическая афазия
В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка. Например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п., которое ведет к специфическому системному нарушению пониманию речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.).

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и олигофрения (дифференциальная диагностика)

Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием затруднительным, т.к. умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий.
Под олигофренией понимают особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности и прежде всего абстрактно-логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем периоде жизни ребёнка.
Различный механизм речевых нарушений при олигофрении и ОНР определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей. Дети-олигофрены затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности и в первую очередь словестно-логического мышления. При ОНР картина иная: наибольшие трудности вызывают задания, требующие прямого участия речи. У детей с ОНР отсутствует в отличие от детей-олигофренов инертность психических процессов. Они способны к переносу усвоенных умственных действий на другие аналогичные задания. Но, несмотря на то, что у детей с ОНР отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофренов, неравномерности, своеобразное отставание интеллектуального развития определяет необходимость систематической педагогической работы с ними в дошкольном возрасте.

Назад

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка психического развития (ЗПР)
(дифференциальная диагностика)

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
• низкий уровень познавательной активности,
• недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

Назад

Голос

Голос — совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых связок (складок) гортани под воздействием поступающего из бронхов и легких воздуха. Голос является одним из компонентов речи, служит для выражения мысли и контролируется корой головного мозга. Характеризуется высотой, силой, тембром и диапазоном.
Голос ребенка отличается высотой регистра и неустойчивостью звучания, что объясняется малоразвитостью гортани и короткими голосовыми связками. В период полового созревания у подростков наблюдается смена голоса — мутация. Затем в старческом возрасте вновь происходят изменения голоса, он становится низким, появляется дребезжание голоса, что связано с понижением мышечного тонуса, ограничением подвижности в суставах гортани, окостенением ее хрящей.
Нарушения голоса делятся на органические и функциональные, центральные и периферические.

Назад

Развитие голоса у детей, мутация голоса

Развитие голоса у детей делится на периоды: дошкольный (до 6–7 лет), домутационный (от 6–7 до 13 лет), мутационный (13–15 лет), послемутационный (15–17 лет). Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счёт краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5–6 нот.
Мутация голоса (лат. mutatio – изменение) — изменение голоса в период полового созревания, обусловленное увеличением гортани. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Продолжительность мутационного периода от месяца до 2-3 лет. В свою очередь, мутационный период делится на начальную, основную (пиковую) и конечную стадии. Начальная стадия мутационного периода характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, которая увеличивается в размерах. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. Послемутационному периоду свойственная легкая ранимость неокрепшего голосового аппарта, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период расширяется диапазон, определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Назад

Физиологические итерации

Физиологические итерации (лат. iteracio – повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Несудорожные запинки, повторы. Относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи. Наиболее ярко физиологические итерации проявляются в период формирования фразовой речи и полностью исчезают к 4-5 годам. Итерации в детской речи — закономерное, естественное явление, исчезающее по мере образования в коре головного мозга прочных слуховых и кинестетических образов слов и словосочетаний. Однако при нервной ослабленности ребенка, других неблагоприятных факторах физиологические итерации могут перейти в заикание.

Назад

Брадилалия

Брадилалия (от греческих слов: bradys – медленный и lalia – речь) — патологически замедленный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Также употребляются синонимы: Брадифразия, Bradyphrasia (bradys + греч. phrasis – выражение, оборот речи); Брадиартрия, Bradyarthria (bradys + греч. arthroo – членораздельно произносить); Брадилогия, Bradylogia (bradys + греч. logos – слово).
Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний: олигофрении, последствиях менингоэнцефалита, дистрофических, органических поражениях ЦНС, травмах, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение речи брадилалия чаще всего встречается у флегматичных, медлительных лиц. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где являются обычной формой речи.
Этиология:
• наследственность;
• экзогенные факторы (интоксикации и т.п.);
• психологические причины (воспитание, подражание и т.д.).
Патогенез: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.
Симптомы:
• замедленность темпа внешней и внутренней речи;
• замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
• монотонность голоса;
• удлинение пауз между словами;
• растянутое произношение звуков.
Неречевая симптоматика выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика детьми не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

Назад

Тахилалия

Тахилалия (от греческих слов: tachys – быстрый и lalia – речь) — патологически ускоренный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Также употребляется синоним: Тахифразия, Tachiphrasia (tachys + греч. phrasis – выражение, оборот речи).
Этиология:
• нарушение центрального речевого механизма;
• наследственность;
• неровная речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка;
• нарушение восприятия;
• недостаточность артикуляции.
Патогенез: расстройство темпа внешней и внутренней речи за счёт патологического преобладания процессов возбуждения.
Симптомы: ненормально быстрый темп речи (20–30 звуков в секунду вместо 10–12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя.
Неречевые симптомы: нарушение общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения. У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая хотьба, гиперактивность, тики). Во время сна дети часто мечутся в постели.
Таким образом, тахилалия — ускоренная речь без иных нарушений. Если же патологически ускоренный темп речи сочетается с другими лексико-грамматическими и фонетическими нарушениями, то для обозначения таких расстройств использовалось множество терминов: angophrasia, balbutiement, battarismos, brudeln, glottering, paraphrasia, poltern, praeceps, tachiphemia, tumultus sermonis. В настоящее время для обозначения нарушений, возникающих на фоне патологически ускоренной речи, выделяют две формы: Баттаризм и Полтерн.
Тахилалия и, в частности, её формы баттаризм и полтерн могут комбинироваться с заиканием, но в целом — это разные речевые нарушения, которые следует различать.

Назад

Полтерн (спотыкание)

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.
Этиология: Врожденные конституциональные аномалии развития.
Патогенез: Речь при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленной, нечёткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления.
Чистые формы полтерна (спотыкания) делятся на группы:
• первая группа: — с моторными расстройствами;
симптомы: ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи;
• вторая группа: — с сенсорными расстройствами;
симптомы: трудность нахождения необходимых слов, нарушения слухового внимания;
• третья группа: — с общей трудностью формирования речи, несмотря на достаточный словарный запас;
• четвертая группа: — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающие постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Назад

Баттаризм (парафразия)

Баттаризм (от греческого battarismos – заикание) — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются. Также употребляется синоним: Парафразия.
Этиология:
• привычка;
• расстройства внимания;
• несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью;
• органические изменения в мозгу.
Патогенез: Проглатывание и перестановка слогов и слов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает речь спотыкающейся, хаотичной.

Назад

Заикание

Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.
Лечат заикание специалисты:
1. Врачи-психоневрологи, которые назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.
2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии для преодоления заикания, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.
3. Иглотерапевты.
4. Психологи учат заикающихся общаться в разных жизненных ситуациях.
5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно и ритмично.
6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру.
Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обещаний.
Следует отграничивать заикание от других нарушений темпо-ритмической стороны речи: тахилалии.

Назад

Дислексия

Дислексия (от греч. или лат.: "dys" – отрицание и лат. "lego" – читаю) — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. optikos – относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная дислексия (лат. tactilis – осязательный) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Назад

Дисграфия

Дисграфия (от греч: "dys" – отрицание и "grapho" – писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Процесс письма начинается с побуждения, мотива. Человек знает, для чего пишет, мысленно составляет план письменного высказывания, начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения, предложения разбиваются на составляющие их слова, затем совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов проводится звуковой анализ слова (проговаривание). Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Затем следует моторная операция письма — воспроизведение движением руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляющийся по мере написания букв и слов, зрительным контролем, чтением написанного.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом, т.е. к дисграфии.
Выделяются следующие виды дисграфий:
• артикуляторно-акустическая дисграфия
• дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
• дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
• аграмматическая дисграфия
• оптическая дисграфия

Аграфия — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется. Аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

Назад