тел: 8-925-927-80-95 - Наталья; 8-926-159-66-49 - Александра
 
     
ГЛАВНАЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
НА СПЕЦИАЛИСТА
ТОМАТИС РУЛИСЕН МИКРОПОЛЯРИЗАЦИЯ КОНТАКТЫ СТАТЬИ
     



Яндекс.Метрика
 

Статьи

Статьи психологов

Статьи логопедов

Зачем человеку нужны чувства и эмоции?

Творческие способности

Как изучаются способности детей

Психологические особенности младших школьников и алгоритм психолого-педагогической помощи

Для родителей «трудных» подростков

Как сохранить психическое здоровье ребенка

Памятка родителям от вашего ребенка

Поощрения и наказания в семье

Психологические особенности подготовки и проведения переговоров


Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много,
так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл ни одной сотой того?
От пятилетнего ребёнка до меня только один шаг
.

Лев Толстой

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.
Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трёх направлениях:
1) коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
2) обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
3) формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.
Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьёзным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно даётся формирование связной речи, на письме наблюдаются смешения и замены, пропуски и перестановки букв, свойственные устной речи ребёнка в настоящее время либо в недавнем прошлом. Это связано с нарушением не только произношения звуков, но и фонематического слуха, и звукового анализа — умения определять место и последовательность звуков в слове.
Специалисты ответят на следующие вопросы: когда, в каком возрасте и почему следует начинать занятия с ребёнком по развитию речи; как лучше готовить ребенка к школе?
Логопеды используют специальные методические приёмы по уточнению и постановке каждого звука, а также их дифференциации между собой (с опорой на звукоподражания животным, птицам, некоторым предметам), развитию артикуляционной моторики в игровой форме во взаимосвязи с формированием общих речевых навыков: становлению темпа, голоса, дыхания, дикции, интонации.
С целью закрепления звуков специалисты подбирают потешки, скороговорки, загадки (способствующие также развитию мыслительной деятельности у детей). Также используют дидактические игры на развитие фонематического восприятия и анализа звукового состава слова.
В зависимости от уровня речевого развития, специалисты грамотно подберут методику для вашего ребенка.


Зачем человеку нужны чувства и эмоции?

Чувства — обобщающее название для целого ряда психических явлений. В повседневной жизни мы говорим о чувстве голода, жажде, боли; приятном и неприятном; усталости, болезни и здоровье; радости и печали, любви и ненависти; ужасе, стыде, страхе, восторге, сострадании; отчаянии и блаженстве и т.д. Чувства охватывают, таким образом, множество явлений, отличающихся по своей длительности и силе, уровню, характеру и содержанию — от кратковременного до про¬должительного, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства. Все чувства делятся на аффекты, эмоции, собственно чувства, настроения и стрессовые состояния.
Аффекты - это особые состояния человека. Они захватывают его целиком, подчиняют себе все его мысли и движения. Они всегда привязаны к конкретной ситуации, проходит ситуация, исчезает и аффект. Он очень силен, но непродолжителен. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительный аффект связан с духовной близостью, привязанностью, любовью и восприимчивостью, когда члены семьи проявляют взаимную заинтересованность и отзывчи¬вость. Об отрицательном аффекте мы говорим, когда в семье царят холодность, враждебность и отторжение в отношениях людей. В таких семьях нет места привязанности, эмоциональ¬ной поддержке, сопереживанию и пониманию. Аффекты, как правило, препятствуют разумности поведения.
Самыми распространенными эмоциями являются «уход в себя» и чувство одиночества. Мы часто скрываем свои чувства от других, становясь еще более одинокими, и происходит это тогда, когда чувства необходимо наиболее активно выражать.
Если вы испытываете чувства паники, страха, угрозу или давление, необходимо дать выход своим чувствам. Подавленные чувства и загнанные глубоко внутрь эмоции сказываются на вашем физическом и психическом здоровье. Как часто мы сидим с улыбкой на лице, когда внутри все кипит? Чтобы оставаться здоровым и полным энергии, необходимо поддерживать положительные эмоции и не позволять отрицательным взять верх. Для того чтобы достичь этого, свои чувства необходимо выражать.
Хотя термины «эмоции» и «чувства» часто используют как синонимы (во многих случаях это оправдывает себя), тем не менее их нужно различать. Эмоции — это низший, а чувст¬ва — высший тип психических реакций. Высший вид эмоций не случайно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). Мы испытываем страх, и страх — это эмоция. То есть раздражение нервной системы. Страх примитивен. Чувства связаны с переживанием и сопереживанием. Вы сочувствуете попавшему в беду человеку. В этом проявляется ваше нравственное начало. Чувства - это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).
Они могут стать чертой характера. Например, о завистнике говорят как об особом типе человека. Правда, и трус — тоже определенный тип людей. Он всего или многого боится. Значит, страх тоже может стать чертой характера? Страх, как временное состояние, испытывают все люди, даже самые храбрые. На войне, говорят, страх помогает сохранить бойцу жизнь. Но нельзя дрожать постоянно, сделать страх чертой характера и постоянным чувством, через него воспринимать окружающий мир.
Далеко не всех людей постоянно испытываемый страх превращает в трусов. Мания преследования основана на постоянном страхе, что за тобой кто-то крадется, тебя кто-то хочет Убить, отравить или задушить. Мании подвержены не только психически больные люди, но и некоторые выдающиеся правители. А как вы думаете, почему?
С помощью чувств мы не только сообщаем окружающим о своем настроении или состоянии, но и пытаемся повлиять на них. Дети плачут, улыбаются, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то надеемся смягчить собеседника, вызвать его расположение, задобрить.
Разнообразие мира чувств называют душевным богатством. Отзывчивость, сострадание, сопереживание, чистосердечность и многое другое, покоящееся на эмоциях и переживаниях, относится к человеческой душе.
Возникновение стресса у подростков может произойти по разным причинам: распад семьи, неудачи в школе, привод в милицию, попадание в зависимость от наркотиков или алкоголя, ссоры с другом или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с од¬ной или несколькими проблемами, либо имеют близких друзей, которым приходится такое пережить. Приведем список различных жизненных событий, которые, как правило, вызывают стресс. Они расположены в порядке убывания силы их воздействия на подростков: смерть члена семьи, развод или разъезд родителей, проблемы в школе, с милицией, с родителями и друзьями, со здоровьем, попадание в зависимость от наркотиков, потеря работы, разрыв с другом или подругой, болезнь близкого человека, потеря любимого животного...

Подведем итоги
Дополнением к психологическому портрету являются индивидуальные способности, интеллект, а также чувства и эмоции личности. Чувствительность, эмоци-ональность и возможность управлять этими качества¬ми своей личности зависят от характера человека.

Лизункина Н.С.


Творческие способности

Мозг человека состоит из двух почти одинаковых полушарий. Оба полушария соединены пучком из миллионов нервных волокон, который получил название мозолистого тела и который позволяет им обмениваться информацией друг с другом. Таким образом, мозг человека состоит их трех основных частей: двух полушарий (левого и правого) и соединяющей их перемычки.
Для того, чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал, каждое из полушарий должно сначала проанализировать поступающие в него сигналы, а передавать информацию в другое полушарие только после ее обработки. Полушарии мозга могут функционировать не зависимо друг от друга, и поэтому человек обладает способностью обрабатывать два параллельных потока информации. Затем мозг сравнивает и объединяет информацию из обоих полушарий, чтобы получить более глубокое представление об исследуемом предмете.
У большинства людей левое полушарие выполняет функцию анализа, отвечая за последовательное и логическое мышление, управляет речью, обучением и рациональным мышлением. С правым полушарием связано творческое мышление и интуиция – например, новые идеи при сочинении музыки или создании художественных произведений. Именно в этой области очень важна связь между двумя полушариями. Для функционирования интуитивных способностей правого полушария им требуется информация, которая поступает в левое полушарие, собирается и обрабатывается им.
Реальная опасность заключается в перегрузке левого полушария слишком большим количеством данных, что мешает творческой части мозга в полной мере реализовать свой потенциал. С другой стороны, недостаток информации в левом полушарии тоже может привести к истощению творческих способностей, так как они развиваются на основе опыта, который позволяет усвоить левое полушарие. Таким образом, для того, чтобы мозг работал на полную мощность, желательно поддерживать баланс между активностью правого и левого полушарий. Термин «творческие способности» обозначает мыслительный процесс, который приводит к уникальным или новым решениям, идеям.
Стадии творчества:
1. Подготовка – попытка решить задачу привычным способом.
2. Инкубация – поиск других путей для решения.
3. Озарение – ответ приходит неожиданно.
4. Проверка – анализ догадки и оценка ее осуществимости.
Задания на развитие творческого мышления:
• В течение 5 минут найдите 15 решений по нестандартному использованию ведра.
• Докажите, что бывает луна из сыра.
• Составьте связанное по смыслу предложение из следующих слов: арбуз, калоша, товарняк, подготовка, передел, кляча, поддержка.
Упражнение на активизацию и взаимодействие обоих полушарий.
• Сожмите ладони в кулак, разожмите; сделайте ребро обоими ладонями, протяните ладони тыльной стороной вверх, сделайте быстро несколько раз (кулак-ребро-ладонь),
• Чередовать - одна рука сжимается в кулак, другая поднимает большой палец вверх, между ними хлопать в ладоши, сделать быстро не менее 5 раз, можно увеличивать темп.
• Придумайте сами упражнения, главное - выполнять руками разные задания – одна рука делает одно задание, другая, одновременно с первой, другое. Удачи!

Зусманович Л.Н.


Как изучаются способности детей

Изучение (диагностика) способностей детей проводится с помощью проективных методик, с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка. При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком. Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка. Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка, которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку. Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте - достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок - неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность.
Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

Ступина Т.В.


Психологические особенности младших школьников и алгоритм психолого-педагогической помощи

Психика детей значительно отличается от психики взрослого человека. Детство – прекрасная пора. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности и формируется характер. Сложный процесс начального обучения ребенка младшего школьного возраста требует повышенного внимания со стороны школьных психологов, педагогов и родителей. Младший школьник поставлен в трудные условия: начало школьного обучения, новые условия жизни, новые учителя, одноклассники, сложная программа обучения. Ребенок находится в постоянном эмоциональном и интеллектуальном напряжении, и на фоне сложного синтеза этих факторов формируется его характер, происходит развитие психики и физиологии. От родителей, психологов, воспитателей, учителей и от их своевременной и адресной психолого-педагогической помощи зависит психическое и физическое благополучие школьника. В ЦО №1601 психологи оказывают психолого-педагогическую помощь по определенному и отработанному алгоритму, а именно:
Алгоритм работы школьного психолога с учениками, которые нуждаются в особом внимании родителей, учителей, психологов.
1. Формулирование запроса учителя, ожидания учителя от работы психолога с учениками, которые нуждаются в особом внимании родителей, учителей, психологов.
2. Получение разрешения от родителей на индивидуальную работу с учениками, которые нуждаются в особом внимании родителей, учителей, психологов.
3. Составление общего списка, составление плана психолого-педагогического сопровождения учеников.
4. Составление графика психолого-педагогического сопровождения.
5. Подготовка психолого-педагогических упражнений и программ для психолого-педагогического сопровождения учеников, которые нуждаются в особом внимании родителей, учителей, психологов.
6. Психолого-педагогическое сопровождение учеников.
7. Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения, сравнение с ожиданиями учителя.
8. Психолого-педагогический контроль.

Зусманович Л.Н.


Для родителей «трудных» подростков

• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
• Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
• Помните, что часто прибегая к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
• Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.
• Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
• Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
• Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
• Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
• Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле “гадкий, бестолковый”. Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
• Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.
• Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
• Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.

Зусманович Л.Н.


Как сохранить психическое здоровье ребенка

• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен своих в поступках, в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

Зусманович Л.Н.


Памятка родителям от вашего ребенка:

Не балуйте меня
Не бойтесь быть твердым со мной
Не полагайтесь на силу
Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить
Не заставляйте меня чувствовать себя младше
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей
Не пытайтесь читать мне нотации
Не забывайте, что я люблю экспериментировать
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения
И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

Лизункина Н.С.


Поощрения и наказания в семье

Каждый, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
Наказание - метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. Суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы.
Иногда родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и побои убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.
Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.
Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, чуткость, ответственность и т.д. Однако при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождает самодовольство, тщеславие, эгоизм.
В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например, в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.
Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение всё: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.

Каким должно быть наказание?

1.Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
2.Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый.
3.Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка.
4.При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
5.Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
6.Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
7.Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано.
8.Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.
9.Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
10.Каким бы ни было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться, не гнева, а вашего огорчения.

Чем можно заменить наказание?

1.Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
2.Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
3.Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
4.Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
5.Поощрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.
Не следует хвалить:
• за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д.);
• за то, что достигнуто не своими усилиями, не своей работой;
• больше двух раз за одно и то же;
• из жалости;
• из-за желания понравиться.

“Похвала так же бьет в лицо, как яркое солнце, и так же сильно слепит, - пишет Х. Дж. Джайнот, - Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздержаться от поощрения, где это возможно”.

Использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности. Поэтому необходимо помнить:
1. Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию.
2. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказания.
3.Такт в поощрении и наказании – необходимый элемент воспитания детей.
4. В семьях, где есть взаимопонимание между родителями и детьми, можно обходиться без наказания вообще.

Желаем удачи в воспитании детей!

Лушкина А.Н.


Психологические особенности подготовки и проведения переговоров

В деловом общении можно выделить следующие этапы:
1) установление контакта;
2) ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели;
3) выход из контакта.
Начинается общение с установления контакта. Деловое общение с одним собеседником начинается с традиционных приветственных слов. С первых минут человек должен показать, что он открыт для общения, доброжелателен.
Это достигается легкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном корпуса, головы в сторону собеседника, выражением глаз (внимание и сосредоточенность), устремленных на собеседника. Желательно выдержать небольшую паузу(1-3 сек.) Если ваш партнер не смотрит на вас, то лучше обратиться к нему по имени и отчеству, а потом сказать традиционное: «добрый день», «здравствуйте». И после этого обязательно выдержать паузу, с тем, чтобы человек ответил вам, включился в общение. При контакте с группой также необходима пауза после приветствия. Лишь после нее надо представиться, если незнакомы. Темп должен быть не быстрым, слова четкими, интонация спокойной. Установление контакта тесно связано с восприятием партнера по общению и возникновением первого впечатления о нем. Социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке: эффект ореола. Эффект стереотипизации, эффект первичности и новизны (первое впечатление о человеке сильнее, чем последующее).
Следующий этап делового общения - ориентация, которая позволяет определить стратегию и тактику разговора, в ходе которого следует обсуждение проблемы и принятие решения. На этом этапе нужно понять цели собеседников, мотивы их поведения, их переживания, установки, состояние, ожидание похвалы и поддержки, внимание от окружающих, имеющиеся у них сомнения и опасения. Основными механизмами познания другого человека на этом этапе общения являются эмпатия, идентификация, рефлексия. Эмпатия-эмоциональное понимание, умение поставить себя на место другого. Идентификация- отождествление себя с другими, постановка себя на место партнера по общению, построение своего поведения таким же способом, как и партнер, примыкание к его позиции. Рефлексия-разгадывание намерений собеседника в обсуждении спорных вопросов. Н.Г. Чернышевский писал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».
Важно дать простой ответ на трудный вопрос собеседника, не принимать на свой счет двусмысленные обидные реплики, уметь показать свою доброжелательность, чтобы не возникла оборонительная реакция.
Не менее важным в общении является умение выйти из контакта. Прощание, как и начало беседы, должно быть приветливым. В конце деловой беседы желательно высказать собеседнику надежды на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи. В канун приближающихся праздников или знаменательных дат необходимо поздравить участников переговоров, высказать наилучшие пожелания. При прощании соблюдаются этикетные формы внимания: встают, провожают и т.д. Все это говорит о вежливости, независимо от результатов общения.
Анализ переговоров после их завершения:
-что, какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров;
-какие возникали трудности, как они преодолевались;
-что не было учтено при подготовке к переговорам, почему;
-какие возникли неожиданности;
-каково было поведение партнера;
-какие принципы ведения переговоров нужно использовать на других переговорах.

Лушкина А.Н.